Солнечная система Солнце Меркурий Венера Земля Луна Марс Астероиды Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон Десятая планета Кометы Вторая земля (Посвящение Венере)

Десятая планета

2000WR106

Новый планетоид ( обведён красным кружком) -фото ВВС Американский астроном Роберт МакМиллан (Robert McMillan) открыл объект, который может являться новой планетой Солнечной системы. Небесное тело, получившее предварительное обозначение 2000 WR106, удалено от Солнца на расстояние 6,5 миллиарда километров (приблизительно на таком же расстоянии, что и Плутон). Его размеры от 531 до 1207 км. Объект был обнаружен 28.11.2000 с помощью телескопа в Аризонской обсерватории, после чего были проведены дополнительные наблюдения и 4 декабря небесное тело было признано членом Солнечной системы. Многие информационные агентства поспешили объявить 2000 WR106 десятой планетой, однако скорее все-таки речь идет об открытии очередного объекта из пояса Койпера. К настоящему времени уж найдены 346 небесных тел, движущихся вокруг Солнца вне орбиты Нептуна. Некоторые из них имеют размеры более 100 км. Некоторые астрономы считают, что и Плутон не является самостоятельной планетой Солнечной системы, а входит в пояс Койпера

Кстати, впервые наличие похожего объекта американцы заподозрили  обнаружив 8.12.1992 года отклонения в траектории "Пионера-10", предположительно из-за гравитационного  влияния крупного неизвестного объекта ( расчётный диаметр около 650 км). Тогда они , предположительно,  отнесли  его к поясу Койпера. В тот момент "Пионер" был в 8.4 млрд. км. от Солнца

2000CR105

И подобный объект не единственный. В феврале 2000 г. во внешней части нашей солнечной системы была обнаружена крупная комета, размер ядра которой составляет более 400 км. В астрономическом каталоге комета получила наименование 2000 CR105. Она имеет сильно вытянутую эллиптическую орбиту. Сейчас расстояние между этой кометой и Солнцем составляет 53 астрономических единицы (1 а.е. = радиусу орбиты Земли). Сначала комета 2000 CR105 была отнесена к классу так называемых транснептуновых объектов, коих сейчас насчитывается около 70 тысяч. Однако дальнейшие наблюдения показали, что орбита этой кометы несколько отличается от той, какая должна была бы быть, если учесть гравитационные силы всех космических тел, которые находятся в ее окрестности. Сейчас параметры ее эллиптической орбиты намного больше тех, что были получены в результате расчетов, сделанных вскоре после обнаружения 2000 CR105. Отсюда возникло предположение, что во внешней части солнечной системы существует еще какое-то до сих пор неизвестное достаточно массивное тело, которое своим полем тяготения искажает орбиту кометы 2000 CR105. Статья о загадке кометы 2000 CR105 была опубликована в журнале Icarus группой французских астрономов. Авторы статьи полагают, что по размерам эта неизвестная планета должна быть чем-то средним между Луной диаметром 3476 км и Марсом - 6800 км . Располагаться она должна на расстоянии порядка 10 млрд км от Солнца. Напомним, что расстояние от Солнца до Плутона, самой далекой из 9 известных крупных планет солнечной системы, составляет около 5,9 млрд км.

2001 KX 76

Снимок Объекта Астрономы утверждают, что недавно открытый астероид из пояса Койпера 2001 KX76 является самым большим из известных астероидов. Его диаметр составляет, как минимум, 1200 км, в то время как Церера, обнаруженная в 1801 году и остававшаяся непревзойденной по своим размерам до этого момента, имеет лишь 950 км в поперечнике.

В первый раз астероид был замечен в мае астрономами обсерватории Черро Тололо в Чили. Приблизительный размер и орбита астероида 2001 KX76 были рассчитаны благодаря уникальному проекту, включающему в себя использование телескопа Ла Силла (Чили) и новейшей программы компьютерного моделирования Astrovirtel, имитирующей работу телескопа.

Чтобы измерить размер любого астероида, необходимо сначала, определить его параметры орбиты вокруг Солнца. Следующим шагом должна быть оценка его "альбедо", то есть, отражающая способность его поверхности. После этих вычислений, соотнося полученные данные с результатами наблюдений яркости астероида, его диаметр может быть, наконец, получен.

Чтобы определить параметры орбиты 2001 KX76, астрономы использовали "Astrovirtel", применив программное обеспечение автоматического поиска, для сканирования "старых" фотографий этой области неба, полученные с различных астрономических телескопов, и совместив их с фотографиями недавних наблюдений, сделанных с 2,2-метрового телескопа ESO в Ла-Силла (Чили).

Поиск оказался успешен. Астрономы смогли найти несколько фотографий нужного района, на которых были выявлены слабые образы объекта 2001 KX76. Некоторые из этих фото были получены еще в 1982 году. Благодаря таким длительным расхождениям (18 лет) между пространственными положениями астероида в 1982 году и положениями астероида в другие годы, включая текущий, удалось сравнительно легко и точно вычислить орбиту малой планеты. Диаметр орбиты оказался равным приблизительно 6.5 миллиардов км, что в полтора раза дальше от Солнца, чем Нептун.

Объединяя эти данные с данными оценки альбедо 2001 KX76 – 7%, который сопоставим с нашей Луной, диаметр астероида оказался не меньше, чем 1200 км. Если учесть возможные погрешности в оценки альбедо (если 2001 KX76 по структуре не аналогичен Плутону) и принять его равным только 4%, которое типично для кометных ядер в апогее, то размеры астероида окажутся и того больше - 1400 км.

В этой связи, 2001 KX76 скоро получит свое название, которое должно соответствовать его положению и размерам. По традиции, такие крупные объекты называют в честь богов и героев Древнегреческой или Древнеримской мифологии. Кроме того, это название должно быть утверждено Международным Астрономическим Союзом (IAU), а, следовательно, будет много дебатов, как было с Плутоном, название которого было утверждено, лишь, когда его предложила 11-летняя дочь одного из профессоров астрономии.

Теперь можно с уверенностью сказать, что этот объект находится вне орбиты Плутона. То есть, по сути, найдена 10-я  заплутоновая планета, которая не может носить такое звание, лишь по причине “недотягивания” до нужных размеров, характерных для планет. Дальнейший анализ, похоже, указывает, что орбита 2001 KX76 очень похожа на орбиту Плутона.

Астероид 2001 KX76 больше, чем спутник Плутона – Харон (диаметр которого - 1150 км). 2001 KX76 составляет приблизительно половину размера Плутона (диаметр которого - 2300 км) и это увеличивает вероятность того, что имеются и другие крупные тела за орбитой Плутона.

Объекты этого типа – глыбы, покрытые метановым льдом. Больше чем 400 таких объектов известны в настоящее время

"Можно ли считать Плутон, так же находящийся в поясе Койпера, планетой?", - такой вопрос сейчас снова стал темой оживленных дискуссий. Некоторые астрономы считают, что его статус должен быть понижен до астероида, с чем не согласно Международное Астрономическое Общество, решившее в 1999 году оставить все как есть.

Аккумулятор Новостей, 28.08.2001